Целесообразность сокращения государственного контроля
На недавно прошедшем заседании экспертной группы, созданной для пересмотра и доработки стратегии дальнейшего развития социально-экономической сферы России до 2020 года включительно, обсуждались следующие вопросы:
- оптимизация взаимодействия органов государственного регулирования с гражданами;
- оптимизация взаимодействия государства со сферой бизнеса;
- либерализация;
- уменьшение регулирующих функций.
Мнения участников заседания, в обсуждении вопроса уменьшения функций регулирования во взаимодействии государства с гражданами и сферой бизнеса, разделились. Директор Института муниципального и государственного управления Национального университета (исследовательского), Андрей Клименко (Высшая школа экономики) выразил мнение, что количество объектов государственного регулирования в ближайшее время целесообразно сократить до предельного минимума. Также, считает Андрей Клименко, следует подвергнуть пересмотру и сокращению перечень продуктов (услуг), которые, согласно действующему законодательству, подлежат обязательной сертификации. По его мнению, основной задачей государственных регулирующих органов должна быть комплексная работа по улучшению качества:
- услуг, предоставляемых государственными органами;
- работ, направленных на стимулирование и развитие бизнеса;
- работ по стимулированию производителей в вопросах повышения качества и безопасности изготавливаемых товаров и предоставляемых услуг.
Андрей Клименко считает, что правильно будет регулировать описанные выше вопросы не посредством запугивания штрафами и административными наказаниями, а наоборот, с помощью заинтересованности представителей всех сфер бизнеса в привлечении потребителя. Также, Андрей Клименко считает, что нормы и стандарты российской системы сертификации должны быть приведены в соответствие нормам международным.
Его оппонент в вопросе международного опыта, Андрей Лоцманов – председатель Совета технического регулирования и стандартизации Министерства торговли и промышленности, оспорил необходимость приведения российских стандартов в соответствие международным. Андрей Лоцманов пояснил, что Европа в настоящее время переживает обратный процесс. То есть, к примеру, для сравнения, в России на период с 2005 до 2015 количество товаров, подлежащих обязательную сертификацию снижается (согласно плану) до 23% с 78%. В Европе, наоборот, до 2015 года планируется повысить количество продуктов, подлежащих сертификации до 10% вместо 7%. В Китае установлено 3000 обязательных государственных стандартов. В США обязательными являются 10000 стандартов, установленных государством.
Также Андрей Лоцманов считает, что определенные сферы рынка России нельзя оставлять без государственного контроля и регулирования. К примеру, услуги связи, либо рынок ценных бумаг, также может значительно пострадать после отмены госконтроля отрасль народного образования и многие другие сферы, которые так или иначе могут повлиять на качество жизни россиян.
Результатом совещания стало поддержание мнения, что необходимо осуществлять дифференцированный подход к данному вопросу. То есть, в определенных сферах деятельности граждан государственный контроль снижать, тогда как в некоторых отраслях все таки усиливать рычаги регулирования.
Другими словами, все участники совещания пришли к единому выводу, что в системе сертификации России необходимо навести порядок, чтобы экономика государства смогла нормально развиваться.