Целесообразность сокращения государственного контроля

12.09.2011

На недавно прошедшем заседании экспертной группы, созданной для пересмотра и доработки стратегии дальнейшего развития социально-экономической сферы России до 2020 года включительно, обсуждались следующие вопросы:
— оптимизация взаимодействия органов государственного регулирования с гражданами;
— оптимизация взаимодействия государства со сферой бизнеса;
— либерализация;
— уменьшение регулирующих функций.

Мнения участников заседания, в обсуждении вопроса уменьшения функций регулирования во взаимодействии государства с гражданами и сферой бизнеса, разделились. Директор Института муниципального и государственного управления Национального университета (исследовательского), Андрей Клименко (Высшая школа экономики) выразил мнение, что количество объектов государственного регулирования в ближайшее время целесообразно сократить до предельного минимума. Также, считает Андрей Клименко, следует подвергнуть пересмотру и сокращению перечень продуктов (услуг), которые, согласно действующему законодательству, подлежат обязательной сертификации. По его мнению, основной задачей государственных регулирующих органов должна быть комплексная работа по улучшению качества:
— услуг, предоставляемых государственными органами;
— работ, направленных на стимулирование и развитие бизнеса;
— работ по стимулированию производителей в вопросах повышения качества и безопасности изготавливаемых товаров и предоставляемых услуг.

Андрей Клименко считает, что правильно будет регулировать описанные выше вопросы не посредством запугивания штрафами и административными наказаниями, а наоборот, с помощью заинтересованности представителей всех сфер бизнеса в привлечении потребителя. Также, Андрей Клименко считает, что нормы и стандарты российской системы сертификации должны быть приведены в соответствие нормам международным.

Его оппонент в вопросе международного опыта, Андрей Лоцманов – председатель Совета технического регулирования и стандартизации Министерства торговли и промышленности, оспорил необходимость приведения российских стандартов в соответствие международным. Андрей Лоцманов пояснил, что Европа в настоящее время переживает обратный процесс. То есть, к примеру, для сравнения, в России на период с 2005 до 2015 количество товаров, подлежащих обязательную сертификацию снижается (согласно плану) до 23% с 78%. В Европе, наоборот, до 2015 года планируется повысить количество продуктов, подлежащих сертификации до 10% вместо 7%. В Китае установлено 3000 обязательных государственных стандартов. В США обязательными являются 10000 стандартов, установленных государством.

Также Андрей Лоцманов считает, что определенные сферы рынка России нельзя оставлять без государственного контроля и регулирования. К примеру, услуги связи, либо рынок ценных бумаг, также может значительно пострадать после отмены госконтроля отрасль народного образования и многие другие сферы, которые так или иначе могут повлиять на качество жизни россиян.

Результатом совещания стало поддержание мнения, что необходимо осуществлять дифференцированный подход к данному вопросу. То есть, в определенных сферах деятельности граждан государственный контроль снижать, тогда как в некоторых отраслях все таки усиливать рычаги регулирования.

Другими словами, все участники совещания пришли к единому выводу, что в системе сертификации России необходимо навести порядок, чтобы экономика государства смогла нормально развиваться.

Наши партнеры

Сто лучших товаров России Правительство Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерство юстиции РФ Комиссия Таможенного Союза
Минпромторг РФ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Всероссийский научно–исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении